Авторизация




Обратная связь




О ведении реестров и выдачи адвокатских удостоверений Решение Совета Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации



17 июня 2008 г.
г. Санкт-Петербург
(протокол № 5)

В Совет Федеральной палаты адвокатов из адвокатских палат субъектов РФ поступает информация о возникающих вопросах в связи с применением Административного регламента исполнения территориальными органами Федеральной регистрационной службы государственной функции по ведению реестра адвокатов субъекта Российской Федерации и выдаче адвокатам удостоверений, утвержденного приказом Минюста России от 5 февраля 2008 г. № 20 (далее – Административный регламент).
Территориальными органами Федеральной регистрационной службы при решении вопроса о внесении сведений об адвокатах в реестр к адвокатским палатам предъявляются требования, противоречащие Федеральному закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Закон об адвокатской деятельности).
Рассмотрев данную ситуацию, Совет ФПА отмечает:
1. Являясь институтом гражданского общества и неотъемлемой частью системы судопроизводства в Российской Федерации, адвокатура в отношениях с государством действует на основе принципов независимости, самоуправления и корпоративности. С учетом этих принципов законодатель специальным законом определил исключительные полномочия квалификационной комиссии и совета адвокатской палаты по присвоению, приостановлению, возобновлению, прекращению статуса адвоката, изменению адвокатом членства в палате, а также порядок судебного обжалования решений указанных органов. При этом орган юстиции (регистрации) не наделен полномочиями отказывать адвокату во внесении в реестр адвокатов сведений о нем и в выдаче ему удостоверения.
2. Установленный п. 49–54 Административного регламента перечень оснований для отказа в исполнении государственной функции по внесению сведений об адвокате в региональный реестр противоречит нормам Закона об адвокатской деятельности. К числу оснований для отказа отнесено несоблюдение объема пакета документов и их формы, а также сроков их представления. Вместе с тем законом предусмотрена обязанность адвокатской палаты направлять в органы юстиции (регистрации) только уведомления о приобретении, приостановлении, возобновлении, прекращении статуса адвоката, изменении им членства в адвокатской палате.
3. Установленные Административным регламентом требования к документам на адвокатов позволяют сотрудникам органов юстиции (регистрации) произвольно оценивать правильность их оформления и необоснованно отказывать во внесении в реестр сведений об адвокате и в выдаче ему удостоверения. Таким образом, создается препятствие для осуществления адвокатом профессиональной деятельности.
Реализация решения адвоката приостановить адвокатскую деятельность в связи с неспособностью более шести месяцев исполнять профессиональные обязанности ставится в зависимость от усмотрения органов юстиции (регистрации), требующих документального подтверждения причин.
Административный регламент возлагает исключительно на президента адвокатской палаты обязанности по оформлению документов, что противоречит практике делопроизводства (документооборота) в учреждениях и организациях. В соответствии со ст. 33 Закона об адвокатской деятельности выписку из протокола заседания квалификационной комиссии вправе подписать секретарь квалификационной комиссии.
Игнорируются полномочия совета адвокатской палаты по распределению обязанностей между членами совета, а также право президента адвокатской палаты возложить обязанности по оформлению документов на сотрудника адвокатской палаты, не учитывается возможность отсутствия президента по уважительным причинам и временное возложение обязанностей президента на других членов совета адвокатской палаты.
Истребование копии решения совета адвокатской палаты о прекращении статуса адвоката в порядке дисциплинарного производства противоречит нормам Кодекса профессиональной этики адвоката о неразглашении материалов дисциплинарного производства. Содержащаяся в решении совета информация основана на решении квалификационной комиссии, принятом в закрытом заседании.
В связи с этим Совет рассматривает указанные требования как не соответствующие Закону об адвокатской деятельности, выходящие за пределы предоставленных органам юстиции (регистрации) полномочий по контролю в сфере адвокатуры.
Оценивая сложившуюся ситуацию, Совет Федеральной палаты адвокатов
РЕШИЛ:
1. Направить обращение в Министерство юстиции РФ с предложением внести соответствующие изменения в Административный регламент. Проинформировать Минюст России о намерении ФПА РФ обжаловать в судебном порядке положения Административного регламента в случае неустранения требований, противоречащих законодательству об адвокатуре.
2. Рекомендовать адвокатским палатам на период до принятия необходимых изменений в Административный регламент исполнение требований органов юстиции (регистрации) о представлении документов осуществлять с учетом изложенной позиции Совета Федеральной палаты адвокатов и требований Закона об адвокатской деятельности.
Обо всех фактах игнорирования органами юстиции (регистрации) положений и требований Закона об адвокатуре информацию направлять в Совет Федеральной палаты адвокатов.
3. Направить копию настоящего решения в адвокатские палаты субъектов РФ.
4. Опубликовать настоящее решение в издании «Вестник Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации».

Президент Федеральной палаты адвокатов
Российской Федерации
Е.В. Семеняко

Назад в раздел

Юмадилов Булат Гумерович

Президент Адвокатской палаты Республики Башкортостан

(347) 273-77-00
adpalata-rb@mail.ru
banners
banners
banners
banners
Министерство юстиции по РБ
Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков
ГУФСИН
ФПА
Правительство РБ
ГОссобрание  
Адвокатская газета

Адвокатская палата Республики Башкортостан

Адвокатская палата Республики Башкортостан | Все права защищены © 2019
Отправляя любую форму на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности данного сайта.